Почему возникает аутизм у детей и каковы его признаки

Количество заболевших аутизмом растет с каждым годом. Мнения медиков расходятся относительно того, в каком возрасте можно выявить аутизм у детей, признаки которого можно заметить как у новорожденного, так и в более сознательном возрасте.

Разобраться, что такое аутизм, бывает сложно из-за большого перечня признаков и симптомов.

Аутизм – общее расстройство развития с максимальным дефицитом сферы общения и эмоций.

Что такое аутизм у детей?

Аутизм — устойчивое психическое расстройство, возникающее при неправильном развитии лобных долей головного мозга. При аутизме человек воспринимает окружающий мир нестандартно, возникают трудности с коммуникацией, развитием речи и ассоциативным поведением.

До сих пор ведутся споры о классификации заболевания. Из-за обширности признаков аутизма не все врачи решаются объединить их по группам. Большинство ученых делят аутизм на 4 группы:

  • детский аутизм;
  • атипичный аутизм;
  • синдром Ретта;
  • синдром Аспергера.

    В большинстве случаев дети с ранним детским аутизмом здоровы физически, у них нет видимых внешних недостатков.

Психологические заболевания у новорожденных

Примерно двое из 100000 детей рождаются с аутизмом. Симптомы аутизма у новорожденных можно определить уже в 7 месяцев. Некоторые ученые считают, что заболевание передается на генном уровне, другие предполагают, что аутизм — проявление влияния внешних факторов. В любом случае заболевание закладывается в утробе матери при становлении нервной системы.

Признаки аутизма у детей проявляются с раннего возраста. Эта болезнь может «спать» до определенного момента, и запустить «спящее» заболевание может как окружение, так и медицинское вмешательство. Опытная мама замечает отклонения у ребенка уже с первых месяцев жизни. Врачебная диагностика аутизма проводится с 2 лет.

Уход в себя, отказ от социального пребывания

Признак психического расстройства у детей — это уход в себя и малая активность при общении со сверстниками. Дети-аутисты некоммуникабельны, малообщительны, стараются избегать своих ровесников. На ранних этапах это проявляется при общении с мамой и другими родственниками. Интерес к новым игрушкам у таких детей практически отсутствует.

Они часто не реагируют на звук. Если обратиться к ребенку по имени, он игнорирует общение. Когда приходит пора водить в детский сад, начинается еще больше затруднений. Малыш не играет вместе со всеми, может проявлять агрессию при попытке усадить его за обеденный стол. Он способен просидеть на одном месте долгое время, не обращается к воспитателю за помощью, но все же он пользуется навыками самообслуживания, особенно если это действие у него в приоритете:

  1. Звук стука ложки о тарелку.
  2. Вкус привычной еды.
  3. Мытье рук.

Дети с аутизмом чаще всего выбирают одну игрушку, предмет, звук, телепередачу или мультик. Игра однообразна, например, перекладывание кубиков из одно места в другое. Ребенка интересует внешний вид, а не функциональность игрушки. Им нравятся повторяющиеся движения: звук работающих часов, покачивание неваляшки, движение машин.

Считается, что аутист не может объединять детали в единый образ. То есть человека он видит как несвязанные уши, нос, руки и другие части тела.

При взрослении игра указывает на более явные признаки аутизма у детей:

  1. Расстановка игрушек по цвету, размеру. Они всегда стараются распределить все предметы по их признакам. Кубики распределяют по цветовой гамме, машинки расставляют от самой маленькой до самой крупной, раскладывают одежду по структуре ткани.
  2. Фиксированная последовательность в игровом процессе. Выдержанность в игре крайне важна. Малыш всегда повторяет свой игровой процесс. Девочки могут играть с любимой куклой всегда в одном и том же порядке: одевание, расчесывание, кормление, купание, укладывание спать.
  3. Они любят считать шаги от одной точки до другой или проезжающие мимо машины, деревья.
  4. Коллекционирование. Дети-аутисты могут увлечься коллекционированием марок, камней одной формы, их привлекает статистика.

Туда-сюда, обратно

В 80% случаях аутизм у детей подразумевает повтор движения (выработанный стереотип). Стереотипность проявляется не только в движении, но и в речи. Синдром Аспергера включает в себя симптомы аутизма, раскачивание на стуле, поворот головы, повторяющиеся движения пальцами. К стереотипности движений можно отнести:

  • открытие и закрытие двери;
  • включение и выключение света;
  • пересыпание мелких круп или песка;
  • перелистывание страниц.

Дети, страдающие аутизмом, превращают данные движения в каждодневный ритуал, при прогулке они выбирают один и тот же маршрут, едят одну и ту же еду, одеваются в определенной последовательности.

Дети с аутизмом не принимают участие в играх своих сверстников.

Речевая стереотипность проявляется в повторении фраз. Признаки могут подражать звукам живой природы или предметам (например, подражают часам, произнося «тик-так»). В возрасте 2 лет дети могут уже повторять стихи, разученные вместе с мамой, или напевать колыбельные песни, чтобы уснуть. Ассоциативность этих действий позволяет им окунуться в тот миг, когда им было хорошо и комфортно. Дети-аутисты любят повторять вопросы («Где мы?», «Куда?» и др.) независимо от вашего ответа. Он все равно будет повторять эти слова, остановить его возможно лишь повторением его же вопроса. В этом случае ребенок четко не знает, как ответить на свой вопрос, и цикличность ломается.

Некоторые ученые доказывают, что стереотипность вызывается самим организмом для пробуждения нервной системы. Запуская процесс повторения, он начинает самостимулироваться.

Есть и другое мнение, что такое поведение вызвано гиперчувствительностью организма на внешние раздражители.

«Включая» такие симптомы аутизма, малыш успокаивает себя.

Проблемы общения — один из важнейших симптомов аутизма у ребенка

Во всех видах аутизма встречаются нарушения речи. Бывают и случаи полного отсутствия речи, даже после продолжительного использования слов и предложений ребенок может замолчать на год, а иногда и больше. Чаще всего он перестает разговаривать с окружающими, но не с самим собой. Присутствие речи проявляется и во сне. На начальном этапе развития этот признак можно спутать с ДЦП. В отличие от детей с ДЦП, дети с аутизмом могут разговаривать в значимых для них ситуациях внятно и отчетливо.

Им сложно даются согласные звуки. По мере взросления и изучения слов, аутизм проявляется в неправильности употребления слов. Такие дети часто отзываются о себе в третьем лице. Вместо фразы «дай карандаш» ребенок-аутист скажет «Мише нужен карандаш», вместо «хочу спать» — «Миша хочет спать». В речи аутистов преобладают устойчивые выражения, фразеологизмы, пословицы, стихи, песни.

В частности, такие дети могут повторять услышанное ими по телевизору или в диалоге со взрослыми, опять же превращая некоторые фразы в ритуал. При аутизме у ребенка речь монотонна, но бывают скачки голоса в конце предложения.

Ребенок может часами строить башни или сортировать кубики по цветам. Выдернуть его из этого состояния бывает очень тяжело.

Аутист может быть умным, не все симптомы аутизма плохие

Ошибочно мнение, что умственное развитие у таких детей очень низкое. У них происходит неравномерное развитие мозга, одни мозговые процессы затормаживаются, а другие развиваются слишком быстро. При плохой концентрации и сосредоточенности они обладают уникальной памятью. Они могут складывать большие числа или вспомнить отрывок из книги дословно. Им легко даются механические движения, для них не составит труда выучить сложную партию для фортепьяно.

Часто у таких детей идеальный слух, и существует очень много примеров, когда они становятся отличными музыкантами или композиторами (самым известным музыкантом с признаками аутизма был Моцарт).

IQ может быть выше нормы при синдроме Аспергера. Повышенный уровень IQ негативно влияет на социальную жизнь людей. Нестандартное мышление часто приводит к непониманию со стороны окружающих людей. Блестящие математические способности или анализирование окружающей действительности приводят к еще большему уходу в себя.

Чувство самосохранения при аутизме минимальное, боль они переносят спокойно, для них проявление эмоций, даже негативных, нехарактерно. Такие дети могут причинить боль самому себе. Нередко ребенок, порезавшись, может повторять это до тех пор, пока не заметят родители. Связано это, как утверждают ученые, с низким порогом чувствительности. При ушибе или ударе редко можно услышать плач. Такой ребенок безбоязненно идет на дорогу или специально может выпасть из кровати. Подобное поведение вызвано вмешательством взрослого в обычный распорядок жизни.

Попытка накормить ребенка, когда он раскладывает машинки по размеру, может привести к признакам агрессивного поведения. Такия проявления называются аутогрессией. Ребенок начинает бить себя, изворачиваться от ложки, раскидывать продукты. Он не обращает на вас внимания до тех пор, пока вы вновь не дадите заниматься его любимым делом.

Такая агрессивность обусловлена защитной реакцией на общение с окружающим миром.

Аутисты чувствуют себя комфортно только в привычной им обстановке.

Как выглядит ребенок с признаками аутизма

По внешним симптомам можно определить человека с психическим расстройством. Что такое аутизм, можно увидеть невооруженным глазом. Для каждого возраста характеры специфические особенности устойчивого психического расстройства:

  1. От рождения до 3 лет. Малыш практически не использует мимику. Новорожденный не реагирует на эмоции другого человека, сосредоточен на одном занятии или предмете. Наблюдается своеобразная походка. Он размахивает руками, подражая птицам и имитируя полет, ходит на носочках. Проявляется излишняя пугливость. В сложных случаях именно в начальном возрасте формируются страхи: ребенок боится выходить из дома, проявляется боязнь темноты, громких звуков (дверного звонка, пылесоса). В это же время проявляется любовь к классической музыке и некоторым телевизионным передачам.
  2. От 3 до 6 лет. Он устанавливает свой порядок, преобладает перфекционизм. Многие родители замечают упорядоченность в комнате, вещи разложены по типу ткани, книги расставлены по цвету. В этот период уже сложно внести коррективы в уклад жизни. В общении с другими детьми аутисты могут устроить истерику или вовсе убежать из комнаты.
  3. Школьный возраст. Если не наблюдается умственное расстройство, то при обучении в обычной школе появляются любимые предметы (чаще всего музыка, рисование, математика). В этот период могут прогрессировать проблемы с чтением, социальной адаптивностью.

Тесты для проверки аутизма.

  1. Оценивание по общим показателям.
  2. Модифицированный тест на аутизм (M-CHAT).
  3. Рейтинговая шкала аутизма.

С помощью этих тестов нельзя поставить точный диагноз. В случае положительной динамики обратитесь к специалисту.

Отклонение по общим показателям:

  1. Проявление радостных эмоций.
  2. Установление зрительного контакта.
  3. Проявление реакции на собственное имя.
  4. Радость пребывания на руках матери.
  5. Способность указывать на интересующий предмет.

Если хоть по одному показателю будет отрицательный ответ, следует обратиться к врачу, чтобы исключить аутизм и другие отклонения. Это могут быть специфические особенности. Отсутствие речи не всегда указывает на психическое расстройство.

загрузка...

Не надо понапрасну думать, что именно в вашей семье аутизм у ребенка. И если все же это произошло, не надо отчаиваться и винить во всем вашу генетику. Сейчас огромное количество людей-аутистов приспособились к выживанию в нашем мире, реализовали себя в различных сферах и добились успеха.

Ответа не нашла (Над статьей надо поработатьКое что взяла на заметкуМного полезного )Отлично! Спасибо!
Загрузка...

Написать комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *